ВК был отличный пост: 20 подсказок умным родителям от выдающегося психлога Ю.Гиппенрейтер
На его основе - как выстроить отношения с собой (как полюбить себя). Когда Вы уже не ребенок!!! Можно ведь долго сетовать на родителей, первую учительницу и первого парня... Никто не исправит, никто не сделает Вас счастливой, кроме Вас самой!
пока черновик... одним махом не дописался пост.
1. Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
Плохое здоровье, плохое настрооение, бессонница, постоянное желание спать - все эти состояния Вашего организма - единственное, что Ваш организм может противопоставить неправильному обращению с ним.
читать дальше2. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Стервозность, вредный характер, равно как и комплексы и страхи - всегда результат неправильного отношения к себе.
3. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Многие из нас попадают в такую ловушку: я буду любить себя (принимать себя), когда... когда похудею, когда сделаю пластику носа, когда сделаю карьеру... когда... когда... когда. Но правда заключается в том, что очень сложно улучшать то, что Вы не любите. Вот есть у Вас любимый человек и просто так приятель. Кому Вы будете уделять больше времени, внимания и для кого будете больше стараться? Если Вы сами для себя "просто так - приятель", Вы будете откладывать не только свою жизнь на потом, но и те самые улучшения после которых якобы наступила бы эта новая жизнь. И я здесь вовсе НЕ о том, что НЕ надо становиться лучше (худеть, делать пластику носа, карьеру и т.д.). Конечно, важная задача в том, чтобы стать лучшей версией себя. НО.
4. …чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Что поливаем, то и растет. Чем больше мы сами себя ругаем, тем хуже становимся. Где внимание - там и изменения. Внимание на плохом - мы становимся хуже. Внимание на хорошем - мы становимся лучше.
5. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят».
Чем чаще мы раздражаемся сами на себя, тем сильнее загоняем себя в угол: "я не достойна любви".
6. …дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их.
Так же и в отношениях с собой. Чем загоянять себя еще больше абстрактным самосовершенствованием, сначала познакомьтесь с собой, подружитесь с собой... и дисциплина станет для Вас естественной.
7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»… Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, которую не может преодолеть. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.
Если у Вас что-то не получается, не бойтесь просить о помощи!!! Дайте возможность другим людям проявить себя рядом с Вами.
8. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Изучайте себя, знакомьтесь с собой, выбирайте ту деятельность, которая Вам интересна. Только это будет способствовать Вашему развитию.
9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Отрицательные последствия - это результат Ваших ДЕЙСВТИЙ. Не потому что "я плохая". А потому что "действия были неправильные".
12. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!
Добавлю к этом: посеешь мысль - пожнешнь поступок.
13. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Аналогично.
14. Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни.
И здесь есть над чем подумать. Нормальные ли Вы создали себе условия для жизни?
16. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его превозносить. Не заставляйте его делать что бы то ни было!
18. Самопознание и самовоспитание — это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они, вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру, нагружают его собственными проблемами.
19. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
20. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.